Во второй половине беременности многие женщины ощущают, что у них устанавливается мысленный контакт с ребенком, который выражается в реакциях плода на эмоциональные состояния матери и мысленные реплики, обращенные к нему. Беременные замечают, что плод реагирует на музыкальные произведения, которые они слушают, громкие звуки и поведение мужа. Кроме этого, многие будущие мамы считают, что у них существует постоянный мысленный контакт с малышом, который трудно описать. Иногда он выражается в форме диалога или обмена мыслями.
Так ли это, возможно ли общение с малышом до рождения и нужно ли с ним общаться, отвечает наука «перинатальная психология».
Для того чтобы общаться с малышом до рождения необходимо знать и понимать, что и когда начинает ощущать и чувствовать малыш в утробе матери.
Примерно с 20 недель доходящие до плода звуковые волны постепенно начинают вызывать слуховые ощущения. Первыми выделяются внутренние шумы, создаваемые материнским организмом.
На шестом-седьмом месяце ребенок не только хорошо слышит, но и дифференцирует внутренние звуки. Более того, для него далеко не безразлично, взволновано или спокойно бьется сердце матери, грустно или весело звучит ее голос, ровно или прерывисто она дышит.
Если мать волнуется, у нее встревоженно бьется сердце, сбивается ритм дыхания, то малыш затихает, как бы в предчувствии опасности.
Об обратной связи можно говорить, когда мама начинает ощущать первые шевеления плода. Именно тогда, мама впервые становится для малыша партнером по общению. Внимательная мама быстро замечает связь переживаний собственных эмоций с характером движений плода, способна предположить по силе, частоте, особенностям шевеления, хорошо малышу или нет. Это язык знаков, подаваемых «с целью досознательного выражения самочувствия и развития».
Чем сложнее и разнообразнее движение плода, тем лучше развита его способность воспринимать тактильные ощущения. На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.
На 32-33 неделе ребенок начинает избирательно реагировать на предлагаемые музыкальные произведения. Бетховен и Брамс его волнуют, действуют возбуждающе; музыка Моцарта, Вивальди успокаивает; музыка Баха заставляет замирать.
Игры со своим малышом во время беременности, совместное прослушивание музыкальных произведений, чтение малышу стихов и сказок, пение колыбельных или других любимых произведений, информирование об окружающем мире, эмоциональные реакции на изменения в нем, восприятие ребенка как самого любимого, нужного члена вашей семьи – все это является общением и служит предпосылками психической деятельности вашего малыша.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстрее осваивался в новой обстановке, рос не тревожным, а спокойным и радостным, общайтесь с ним ещё до рождения.
Запись в школу молодых родителей по телефону регистратуры центра: 8(8112) 20-16-85.
|