Причин жестокости детей по отношению к животным несколько. Во-первых, ими движет исследовательский интерес. Если ребенок 3-5 лет отрывает у бабочки крылышки, это не значит, что он садист. Ребенок просто пока не понимает, что причиняет другому живому существу боль. Ему интересно, что будет, если «разобрать» бабочку или муху, будто они такие же бесчувственные, как деревянные или пластиковые игрушки. Это вполне естественно и не фатально. Однако задача родителей вовремя направить «научные изыскания» в мирное, ненасильственное русло.
Но вот если животных обижает ребенок, который уже понимает, что причиняет другому боль, действует намеренно, это уже серьезный повод насторожиться и понять, ЧТО идет не так. Такое поведение – признак серьезного неблагополучия. Причем чаще всего – неблагополучия в семье. Подростки подчас радуются своим действиям, испытывают удовольствие от мучений жертвы. Это уже садизм, а не случайная жестокость. Объектами становятся обычно те, кто слабее, кто беспомощен и не может ответить.
Вообще восприятие насилия как геройства опасно, взрослым надо сразу бить тревогу, когда они обнаруживают подобные попытки мучений животных. Сегодня – котенок, завтра – человек.
Формируется подобная склонность к садизму на почве психологических проблем. Родители сами демонстрируют модель жестокого поведения, используя физические наказания. Ребенок учится тому, что можно безнаказанно нападать на того, кто слабее, и здесь совсем не важно, кто таковым окажется.
Существуют правила, благодаря которым удаётся воспитать человека, не способного издеваться над животными.
Первое правило. При воспитании ребенка самое главное – следить за собой. Ведь дети чаще всего копируют поведение взрослых, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Поэтому важно не проявлять насилие ни в каком виде.
«Часто взрослые сливают агрессию на ребенка. Неурядицы на работе – ребенок «получил» за мелкую провинность. И далее в том же духе. Накричать на ребенка, шлепнуть его по мягкому месту или обозвать – это тоже насилие. Если он будет видеть подобное каждый день, то насилие станет обыденным явлением. Ребенок, который не знает насилия, не будет испытывать желания проявлять его!
Второе правило – чаще проводить воспитательные беседы. Дети думают, что должны делать как папа и мама, чтобы родители любили их. Поэтому родителям важно прививать любовь к четвероногим. Говорить, что это более слабое создание, что мы должны о них заботиться.
|